Представьте современную пещеру, в которой с потолка свисают не летучие мыши, а раскрытые ножницы. И таковых полторы тысячи! Лезвия поблескивают в свете электрических лампочек. А прямо под дамокловыми ножницами сидит швея и преспокойно занимается своим делом. Приспособления, угрожающие ее жизни, не тревожат женщину. Острый арт-проект Бейли Лю - о том, что любой кусок ткани легко пришивается на место. А значит, даже в мире, где то и дело натыкаешься на острые края ножниц, все исправимо.
Если в первом акте на потолке висят ножницы, то, боже мой, что же будет в последнем? Перформанс Бейли Лю (Beili Liu) - о красоте, которая таит в себе явную опасность. Об угрозе жизни и женском бесстрашии. Наконец, о любимом деле, которое дает возможность отвлечься от мыслей о том, как страшно жить на белом свете.
Стая ножниц: острый перформанс Бейли Лю
Возле входа в помещение висит белая ткань. Каждому посетителю перформанса предлагают отрезать кусок от полотна и вручить швее. Женщина пришьет лоскут к ткани, напоминающей стеганое одеяло. С каждым часом работы полотно становится все больше и больше. Вот оно уже не помещается на столе и сползает на пол.
Сшитые лоскутки: острый перформанс Бейли Лю
А сверху рукодельнице все так же угрожают железные сталактиты. Кстати, подставляет темечко под прицел висящих ножниц сама автор инсталляции - китаянка Бейли Лю. Последние несколько лет она делала инсталляции на иголочно-ниточную тематику. Мастерица говорит, что появление в ее арсенале полутора тысяч ножниц - закономерный процесс и безусловный прогресс.
3000 концов смотрят в темечко: острый перформанс Бейли Лю
«Я выросла в Китае, и такие традиционные ножницы там есть в каждой семье», - рассказывает автор проекта. На уроках труда всех нас учили передавать этот инструмент кольцами вперед, чтобы не поранить визави. По словам Бейли Лю, китайская традиция запрещает указывать на кого-либо острыми краями ножниц, иначе этого человека ждет несчастье.
Бесстрашная швея: острый перформанс Бейли Лю
Итак, с одной стороны, ножницы - орудие злых духов. С другой же - совершенно нестрашный инструмент, который есть у любой хозяйки. На игре этих смыслов и построен проект Бейли Лю, которая, пожалуй, получает не меньшее удовольствие от процесса, чем публика. Ведь мастерица может наблюдать за тем, как вытягиваются и напрягаются лица зрителей.
Реакция публики на острый перформанс Бейли Лю
«Когда зрители входят в зал, первая их реакция - шок и недоумение, - делится наблюдениями автор перформанса. - Затем появляется интерес к происходящему, возникает страх, который сменяется сочувствием к швее. Люди начинают ходить вокруг стола, присматриваться к лоскутному «одеялу», следить за движениями иглы и даже дышать в такт стежкам».