NSN.3dn.ru Пн, 21.08.2017, 10:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » АЗЕРБАЙДЖАН » АЗЕРБАЙДЖАН

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ МУГАМ

 

Кечачи оглу Магамед, Курбан Пиримов, Саша Оганезашвили.
Искусство мугама составляет важную часть устного наследия профессиональной музыкальной культуры Азербайджана, оно имеет глубокие корни в культурной традиции и истории азербайджанского народа. Почвенность этой культурной традиции в Азербайджане подтверждается огромным числом её носителей в стране, а также её центральной ролью в национальной культуре, как неиссякаемого источника творческого вдохновения для азербайджанских композиторов, художников, скульпторов и поэтов. Ряд общих художественных черт роднит азербайджанский мугам с иранскими дастгяхами, узбекско-таджикским Шашмакомом, с уйгурскими мукамами, индийскими рагами, арабскими нубами и турецкими таксимами, которые сложились в общую художественную традицию музыки Востока. Вместе с тем, искусство мугама воспринимается азербайджанцами как одна из главных культурных ценностей, составляющих основу национального самосознания и самоидентификации. Оно популярно также у таких этнических групп, проживающих на территории Азербайджана, как талыши, горские евреи, армяне, лезгины, грузины, аварцы.

 

Художественная ценность азербайджанского мугама, его высокая значимость, как для национальной культуры, так и для культуры всего человечества, были признаны в 2003 году таким авторитетным международным институтом, как ЮНЕСКО, объявившим его одним из "шедевров устного и нематериального наследия человечества".

 

Термин "мугам" в азербайджанской музыке обозначает одновременно категории лада, мелодии и жанра.

В значении лада этот термин существует, по крайней мере, 7 веков. В трактатах Абдулгадира Марагаи, выдающегося азербайджанского теоретика, исполнителя и композитора 14 века, он применяется в отношении 12 основных ладов (Буселик, Нава, Ушшаг, Раст, Ираг, Исфахан, Зирафкянд, Бозург, Рахави, Хусейни и Хиджаз), распространённых в музыке средневекового Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время в азербайджанской музыке мугамами называют не только семь основных ладов (Раст, Шур, Сегях, Чаргях, Баяты-Шираз, Хумаюн, Шуштер), но и их многочисленные тональные варианты (Махур, Дюгях, Баяты-Гаджар, Харидж Сегях, Орта Сегях, Мирза Хусейн Сегях, Йетим Сегях и проч.). В широком смысле термин мугам относят также к отделам (шобе) основных ладов, обозначая им лад вообще.

"Мугамом" в современном музыкальном быту в Азербайджане называют также мелодии со свободной метрикой. Хотя традиционный мугамный репертуар включает разного типа - мелодии импровизационного характера без определённого метра ("бахрсиз хава"), мелодии с тактовой метрикой ("бахрли хава") и мелодии в смешанном метре ("гарышыг бахрли хава"), но когда музыканта просят исполнить мугам, то под этим подразумевают исключительно "бахрсиз хава". По распространённому мнению, мелодический стиль мугама восходит к традиции распева Корана, однако некоторые учёные видят его истоки в авестийской гимнической традиции. Обе эти точки зрения, расходясь в определении истоков мугамного мелодического стиля, сходятся в его оценке как явления сакрального по своему происхождению.

Мугам - общее название крупнейшего жанра традиционной музыки Азербайджана, которое распространяется на все разновидности мугамных форм, хотя каждая из них имеет своё отдельное название. Основные музыкальные формы, представляющие этот жанр - дастгях (вокально-инструментальный или чисто инструментальный виды), мугам (вокально - инструментальный, сольный инструментальный и сольный вокальный виды) и зерби-мугам.

Среди всех существующих в азербайджанской музыке мугамных форм самой крупной по масштабу и художественной идее является дастгях.

Вокально-инструментальные дастгяхи (наиболее ранний вид дастгяха) получили распространение в Азербайджане в 19 веке, преимущественно, в городах Шуша, Шемаха, Баку, Гянджа, Лянкаран, Шеки. Первое своё научное описание дастгяхи получили в трактате "Визухиль аргам" (1884) азербайджанского учёного Мир Мохсин Навваба Карабаги. Несмотря на это, дастгяхи до 20-х годов ХХ века не имели стабильных принципов формы. Один и тот же дастгях мог исполняться по-разному в версиях карабахской, бакинской и шемахинской школ мугамного исполнительства. В 1922 году преподавание мугама было введено в учебные программы первого музыкального учебного заведения европейского типа, открытого в Баку. Составление учебной программы, в конечном итоге, привело к существенной реформе структуры азербайджанских дастгяхов и к относительной унификации традиций локальных школ. По поручению Узеира Гаджибекова (1885-1948) группа наиболее авторитетных музыкантов того времени (Мирза Фарадж Рзаев, Мирза Мансур Мансуров, Ахмедхан Бакиханов, Сеид Шушинский, Зульфи Адыгёзалов) выработали сокращённые учебные версии дастгяхов. В 20х и 30-х годах, наряду с учебными версиями, всё ещё продолжали существовать развёрнутые версии крупных мастеров - устадов того времени. Однако в дальнейшем исполнение сокращённых версий стало закрепляться даже в концертной практике, в радиовыступлениях, в граммафонных записях. Многие мелодии, исполнявшиеся в составе азербайджанских дастгяхов в первых декадах ХХ века, к 60-м - 70-м годам были уже забыты.

"Дастгях", как музыкальный термин, означает "комплект или совокупность тонов, ступеней". Основу этой формы составляет "комплект" нескольких определённых ладов - мугамов, различных в каждом дастгяхе, например, комплект ладов, входящих в состав дастгяха Раст, отличается от комплекта ладов дастгяха Чахаргях. В азербайджанской музыке форму дастгяха, то есть составного ладового цикла, могут иметь только перечисленные выше основные лады и их тональные варианты. Главное отличие формы дастгяха от формы мугама в том, что в основе музыкальной формы дастгяха лежит система из нескольких разных ладов-мугамов, тогда как собственно мугам представляет собой музыкальную композицию в пределах одного лада - мугама со всеми его возможными тональными оттенками. Соответственно различаются масштабы дастгяха и мугама. (Единственное исключение из этого правила составляет мугам Рахаб, который, превратившись в процессе своей исторической инволюции из дастгяха в мугам, сохранил, до некоторой степени, ладовые и композиционные принципы дастгяха).

 

Хан Шушинский, Бахрам Мансуров,
Талят Бакиханов.
Вокально-инструментальные виды композиций обычно исполняются составом участников, в число которых обязательно входят певец - ханенде, он же исполнитель на ударном инструменте "гавал", а также исполнители на таре и кеманче. Этот состав исполнителей мугамов и дастгяхов, называемый "мугамное трио", является наиболее распространённым в Азербайджане с конца 19 века, хотя нередко практикуются и более крупные составы. В последние годы в Азербайджане вошло в музыкальную практику участие в исполнении дастгяха более чем одного солиста-ханенде

 

Вокально-инструментальный дастгях включает части с фиксированным музыкальным размером (Дерамед, Таснифы, Рянги) и части импровизационного характера со свободной метрикой (Бердашт, Майе и шобат). В некоторых дастгяхах есть также части, сочетающие одновременно оба мелодических типа (Зерби-мугам). Практически, все части дастгяха, кроме Бердашта, могут также исполняться и вне дастгяха, в виде самостоятельных малых музыкальных форм. В составе дастгяха каждая из этих частей имеет определённую функцию в форме. Дерамед и Бердашт - инструментальные пьесы вступительного характера. Третья часть, Майе, (что переводится как первооснова, закваска) - главный и самый крупный отдел (шобе) в каждом дастгяхе. Дерамед, Бердашт и шобат - обязательные части вокально-инструментального дастгяха, определяют движение и логику его формы. Таснифы (вокально-инструментальные мелодии песенного типа) и рянги (инструментальные пьесы преимущественно танцевального характера) прослаивают дастгях, служа его украшению. Их выбор зависит от желания, вкуса и художественного замысла исполнителя.

Порядок чередования шобе в дастгяхе образует ступенчатый ряд восхождения мелодии от тоники (майе) к верхней октаве тоники с обязательным заключительным возвращением к майе, после чего дастгях считается "тамам", то есть завершённым. Драматургия дастгяха предстаёт как цикл сменяющих друг друга душевных состояний человека, последовательность которых в каждом дастгяхе одинаково направлена к эмоциональной вершине. Художественная концепция дастгяха воплощает идею духовного пути человеческой личности, через ряд эмоциональных состояний ("макамов") приходящей к духовному освобождению и очищению. Этот путь лежит через постепенное освобождение человеческой души от социальных уз, отрешение от внешнего мира и углубление в мир внутренних личных ощущений и переживаний, высшей ступенью которых иногда становится экстатическое переживание чувства, выплёскиваемого вовне, после чего приходит освобождение от него.

Искусство мугама неразрывно связано с классической поэзией. Ряд мелодий в мугамах носят названия поэтических форм месневи, сагинаме, семаи, шахрашуб, дубейти, что указывает на связь этих мелодических форм с одноименными поэтическими, либо даже, возможно, на источник их происхождения. Вокальные мугамные мелодии поются на стихи, написанные в квантитативной метрике аруза, приспособленного к особенностям азербайджанского языка. Газель, жанр классической поэзии, является основной поэтической формой, используемой в мугамах. Ханенде прошлого отдавали наибольшее предпочтение газелям средневековых азербайджанских поэтов Низами Гянджеви и Хагани Ширвани (12 в.), Имадеддина Насими (14 в.), Шах Исмаила Хатаи, Мухаммеда Физули (16 в.), Молла Панаха Вагифа (18 в.), Хуршид бану Натаван, Сеид Азима Ширвани (19 в.). Современные ханенде чаще всего обращаются к газелям Алиаги Вахида (20 в), последнего классического поэта Азербайджана. Наряду с газелями в мугамах (главным образом, в зерби-мугамах) могут использоваться также народные стихи в поэтических формах гошмы или баяты Ханенде волен в своем выборе стихов, но при этом он должен учитывать музыкальный характер исполняемого им мугама. Например, газели, выбираемые для мугама Раст с его светлым музыкальным колоритом, не подойдут для мугама Хумаюн, вызывающему, согласно характеристике Уз. Гаджибекова, "чувство глубокой печали" или для мугама Шуштер, часто исполняемого в религиозных или траурных церемониях.

До начала 20-го века азербайджанские ханенде придерживались традиции исполнения мугамных мелодий на персоязычные стихи. Конец ей положил выдающийся азербайджанский ханенде Джаббар Гарягды оглы (1861-1944), с которого исполнение мугамов на азербайджанском языке вошло в традицию в Азербайджане, как и во всём Закавказье, где азербайджанские мугамы пользовались самой широкой популярностью.

 

В основе инструментальных видов мугама лежат те же структура и принципы развёртывания формы, что и в вокально-инструментальных, за исключением того, что в инструментальных композициях, как правило, не исполняются Дерамед, Бердашт и таснифы.

Инструментальные виды мугама, получили распространение в начале 20 века с появлением плеяды талантливых инструменталистов в Азербайджане и расцветом инструментального исполнительства. Существенную роль также сыграла реформа тара в Азербайджане (Мирза Садыг Асад оглы), в результате которой этот аккомпанирующий инструмент, некогда пришедший в Азербайджан из Ирана, приобрёл более мощное, концертное звучание, нежели иранский тар. В настоящее время дастгяхи могут исполняться сольно и на других традиционных инструментах, например, на кеманче, уде, каноне (струнные), на зурне, балабане, нейе (духовые). Начиная с 20 века, некоторые европейские инструменты (кларнет, гобой, гармонь) вошли в обиход традиционной музыки, и исполнение мугамов на них воспринимаются национальной публикой как аутентичное.

Как вокально-инструментальные, так и инструментальные разновидности жанра могут исполняться либо в форме ладового цикла (дастгях), либо в форме одночастной мелодической импровизации на один лад (мугам).

Малые мугамы (вокально-инструментальные и инструментальные виды) - Рахаб, Гатар, Шахназ, Сарендж, Баяты-Кюрд, Нава, Дашти, Хиджаз и др. представляют самостоятельные музыкальные композиции меньшего по сравнению с дастгяхами масштаба. Если дастгяхи могут включать от 5-ти до 10-12-ти отделов, не считая таснифов и рянгов, то мугамы обычно состоят не более чем из 3-х отделов. Исключение составляет мугам Рахаб, в котором 5 отделов.

Вокальный мугам (без инструментального сопровождения) имеет культовое или траурное применение и исполняется на стихи религиозного или траурного содержания, написанные в поэтических формах газели и гасиды.

Зерби - мугамы, называемые также ритмическими мугамами, представляют собой одночастные вокально-инструментальные композиции на один лад и относятся к группе самостоятельных малых мугамных форм. Из 18 образцов этого жанра, известных в музыкальной практике 19 века, в настоящее время популярность сохранили Гарабах шикестеси, Ширван шикестеси, Кесме шикесте, Зерби - Симаи Шамс, Зерби-Мансуриййа, Аразбары, Овшары, Маани, Гераты. Характерной особенностью этих композиций является сочетание метрически свободной вокальной мелодии (обычно в высоком регистре) с ритмичным инструментальным сопровождением. Однако есть и отдельные чисто инструментальные образцы этого жанра (Хейдари), выдержанные в рамках определённого метра ("бахрли хава").

Культура мугамного исполнительства

В распространении мугамного исполнительства и его профессионализации большую роль сыграли литературные и музыкальные кружки (меджлисы), сложившиеся в городах Азербайджана с 20-х годов 19 века до начала 20 века. Наиболее известными из них были "Меджлиси фарамушан", "Меджлиси Унс" и "Общество музыкантов в Шуше, "Бейт-ус-сафа" и музыкальный меджлис Махмуд Аги в Шемахе, "Маджма-уш-шуара" в Баку, "Дивани-хикмет" в Гяндже, "Анджуман-уш-шуара" в Ордубаде, "Фовджул-фусаха" в Ленкаране. В этих кружках собирались поэты, литераторы, музыканты, просто образованные люди, ценители и знатоки классической поэзии и музыки, которые сосредоточенно слушали мугамы, обсуждали тонкости исполнения музыки и стихов. Меджлис был одной из главных форм публичного исполнительства мугамов в 19 веке, и угасание этой традиции было связано с процессами демократизации музыкальной жизни Азербайджана, с появлением в начале 20 века концертных форм музыкального исполнительства. Однако меджлисы сформировали особую культуру сосредоточенного слушания мугама, как и взыскательную, понимающую слушательскую среду ("арифлер меджлиси"), предъявлявшую высокие художественные требования к исполнению мугамов. Она, собственно, сыграла роль сильнейшего стимула к профессиональному совершенствованию азербайджанских музыкантов 19-го - начала 20 веков.

Определённое образовательное значение имели также школы ровзеханов (исполнителей культового музыкального репертуара) при мечетях, где мальчиков с хорошими голосами обучали грамотно исполнять мугамы и правильно произносить классические стихи. До 20-х годов 20 века эти школы составляли единственный тип учебного заведения, нацеленного на профессиональное совершенствование мугамных исполнителей. Начиная с 20-х годов 20 века, в советский период, музыкальное образование в Азербайджане, и том числе преподавание мугама было переведено на трёхступенную систему: школа - техникум - консерватория. Таким образом, процесс обучения мугамному искусству теперь формально занимает около 14 - 15 лет. Сами исполнители считают, что профессиональная зрелость приходит к музыканту не раньше, чем через 5-10 лет практики публичных выступлений. Таким образом, исполнителю мугама требуется около 20-25 лет, чтобы стать мастером, подлинным профессионалом в своём искусстве. Этот уровень требований, собственно и возводит мугам в ранг профессионального искусства устной традиции.

Искусство исполнения мугамов требует от музыканта исключительной музыкальной памяти и слуха, а также умения импровизировать, то есть композиторского дара. Профессиональный музыкант должен знать весь существующий мугамный репертуар и уметь без репетиции выступить перед публикой с исполнением любого мугама. Ханенде должен хорошо знать классическую поэзию и метры аруза, иметь голос диапазоном не менее двух октав. Инструменталист (сазенде) должен уметь исполнять мугам в солирующей и аккомпанирующей версиях, отличающихся друг от друга. Исполнитель мугама считается мастером (устадом), когда он отвечает этим требованиям.

Процесс обучения мугамному искусству, как в прошлом, так и теперь, происходит изустной передаче непосредственно от учителя к ученику. Учитель исполняет отрывок мелодии, студент повторяет его до полного запоминания, после чего настаёт очередь следующего фрагмента мелодии, и так далее, пока студент не запомнит всю мелодию целиком. Нередко студенты пользуются дома компакт-дисками с записями разучиваемых ими мугамов, а также приносят с собой на уроки диктофоны для записи разучиваемой мелодии и рекомендаций учителя.

Мугамная исполнительская культура сложилась из творческих достижений многих поколений блестящих музыкантов -ханенде и сазенде, известных на всём Кавказе и Иране. Из огромного числа ханенде прошлого можно отметить только такие наиболее яркие имена, как Мирза Саттар, Гаджи Гуси, Мешади Иси, Абульгасан хан Азер Игбал, Мирза Мухтар Мамедзаде, Джаббар Гарягды оглы, Алескер Абдуллаев, Абдулбаги Зулалов, Агасаид Агабала оглы, Миртаги Мирбабаев, Меджид Бейбутов, Кечачи оглы Мухаммед, Ислам Абдуллаев, Мешади Мамед Фарзалиев, Гусейнгулу Сарабский, Сеид и Хан Шушинские, Бюльбюль, Зульфи Адигёзалов. Из инструменталистов прошлого более других прославились таристы Мирза Садыг Асад оглы, Мирза Фарадж Рзаев, Мешади Джамиль Амиров, Ширин Ахундов, Мешади Зейнал Хагвердиев, Мирза Мансур Мансуров, Гурбан Пиримов, братья Бакихановы, Паша Алиев, Фируз Ализаде, кеманчисты Исмаил Талышинский, Гылман Салахов, исполнители на гармони Абуталыб Юсифов, Кямрабейим, Ахад Алиев, Кербалайи Лятиф, Теййуб Дамиров, зурначи Али Керимова.

В советский период искусство мугамата хранили и развивали ханенде Абульфат Алиев, Гулу Аскеров, Нариман Алиев, Агигат Рзаева, Явер Калантарли, Захра Рагимова, Джахан Талышинская, Фатма Мехралиева, Рубаба Мурадова, Шовкет Алекперова, Тохфа Алиева, Гаджибаба Гусейнов, Ягуб Мамедов, таристы Ахсан Дадашев, Бахрам Мансуров, Баба Салахов, Кямиль Ахмедов, Гаджи Мамедов, Хабиб Байрамов, Мамедага Мурадов, Амирулла Мамедбейли, Хосров Меликов, Адиль Герай, Энвер Мансуров, каманчисты Гылман Салахов, Талят Бакиханов, Эльман Бадалов, Адалят Везиров, гармонисты Лятиф Алиев, Абуталыб Юсифов, Ахад Фарзали оглы, Мешади Али, Тейюб Дамиров, исполнителей на народных духовых инструментах Надира Ахундова, Агасафа Сеидова, Фируза Зейналова.

Значителен вклад в азербайджанскую мугамную исполнительскую культуру также таких исполнителей и педагогов, как ханенде Ислам Рзаев, Ариф Бабаев, Алибаба Мамедов, Джанали Акперов, Агахан Абдуллаев, Алим Гасымов, Мансум Ибрагимов, Сакина Исмаилова, Гандаб Гулиева, Мелекханум Эюбова, Забит Набизаде, Захид Гулиев, таристов Агасалима Абдуллаева, Вамига Мамедалиева, Мохлата Муслимова, Фируза Алиева, Сарвара Ибрагимовв, каманчистов Хабиля Алиева, Мирназима Асадуллаева, Шафиги Эйвазовой, Фахраддина Дадашева.

Азербайджанские музыканты одними из первых на мусульманском Востоке стали обращаться к нетрадиционной для мугама слушательской аудитории, гастролируя в Европе и записываясь на грампластинки. Впервые в 1906 году английское акционерное общество "Граммафон" записало азербайджанскую музыку в исполнении знаменитого ханенде Джаббара Гарягды и других азербайджанских музыкантов на грампластинку. За период с 1906 по 1914 годы несколько европейских фирм грамзаписи, в том числе, французская компания "Братьев Пате", германское акционерное общество "Спорт-Рекорд", российские компании "Экстрафон", "Концерт-Рекорд", "Монарх-Рекорд", "Граммафон-Рекорд", "Премьер-Рекорд" выпустили десятки пластинок с записями азербайджанских мугамов, теснифов и ренгов. После установления советского режима в Азербайджане, в особенности, начиная с 30-х годов, музыкальная культура попадает под полный контроль государства. Политика "железного занавеса", проводившаяся советским государством, закрыла на долгие годы доступ для азербайджанской музыки и музыкантов на международный музыкальный рынок. В первых десятилетиях 20 века, в период, когда искусство Востока стало вызывать интерес у слушательской аудитории на Западе, азербайджанские музыканты в силу известных политических обстоятельств не имели свободного доступа к ней, как не имели его традиционные музыканты советского Востока. Соответственно, из всех музыкальных культур мусульманского Среднего Востока наиболее заметное место на художественном рынке Запада заняли арабская, иранская и турецкая традиционная музыка. Наряду с утратой позиций азербайджанского мугама во внешнем культурном пространстве, внутри самого Азербайджана нигилистские тенденции, выразившиеся в известных лозунгах 20х-30х годов ("долой тар!", "долой мугамы!"), постепенно подтачивали общественный статус искусства мугамата. В период с 30х до начала 70х годов 20 века в азербайджанском обществе постепенно утверждался взгляд на мугамат как на примитивное искусство, что, однако, не снизило его популярности в том же обществе, по крайней мере, у значительной его части. Отношение к искусству мугама начинает меняться лишь в 70-х годах 20-го века, после проведения первых международных симпозиумов и фестивалей традиционной музыки под эгидой ЮНЕСКО (Москва, 1971, Алма-ата, 1973, Самарканд, 1978, 1983 и др), получивших широкий резонанс в советском обществе. Они способствовали пробуждению интереса к традиционному музыкальному искусству и формированию взгляда на него как на профессиональное искусство высокого класса.

С 90-х годов 20 века искусство азербайджанского мугама начинает всё шире привлекать к себе внимание слушателей, специалистов и менеджеров во всём мире. Азербайджанские традиционные музыканты участвуют в международных фестивалях, гастролируют по всему миру, их диски выпускают крупнейшие западные студии звукозаписи.

 

Искусство мугама было и остаётся той почвой, которая взрастила творчество азербайджанских композиторов 20 века. Начиная с 1908 года - даты постановки в Баку первой оперы азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова, с которой начался профессиональный музыкальный театр в Азербайджане, - мугамы дали жизнь многим музыкальным произведениям и новым жанрам в азербайджанской музыке. В числе последних - мугамная опера (Узеир и Джейхун Гаджибековы и др.), симфонический и хоровой мугам (Фикрет Амиров, Ниязи, Сулейман Алескеров, Назим Аливердибеков), Соната-мугам (Агшин Ализаде, Нариман Мамедов), джаз-мугам (Вагиф Мустафазаде Рафиг Бабаев, Азиза Мустафазаде и др). На принципах мугама основаны отдельные произведения азербайджанских композиторов, список которых составил бы длинный ряд, продолжающий расти и сегодня.

Категория: АЗЕРБАЙДЖАН | Добавил: NMD (15.04.2011)
Просмотров: 8926 | Теги: АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ МУГАМ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Книги
[13.06.2011][Книги]
Кен Кизи "Над кукушкиным гнездом" скачать книгу бесплатно (0)
[16.06.2011][Книги]
Барон Олшеври- "Вампиры" скачать книгу бесплатно (0)
[25.06.2011][Книги]
Карлос Руис Сафон-"Тень ветра ",Скачать книгу (0)
[26.06.2011][Книги]
Стефан Цвейг-"Амок " cкачать книгу rtf (0)
[26.06.2011][Книги]
Эрик Сигал "История любви ",cкачать книгу rtf (0)

...

Copyright MyCorp © 2017Сделать бесплатный сайт с uCoz